• Центр «ТАУ» стал площадкой для проведения трека №2 Августовской конференции «Дополнительное образование 2030: новые вызовы и перспективы»

Центр «ТАУ» стал площадкой для проведения трека №2 Августовской конференции «Дополнительное образование 2030: новые вызовы и перспективы»

26 Августа, 2022
Работа площадки началась с пленарной дискуссии «Концепция развития дополнительного образования 2030: цели, ценности, смыслы». Её модератором выступила директор Центра «ТАУ» Римма Бякова. Спикерами стали заместитель директора ФГБУК «ВЦХТ» Лариса Львова, главный научный сотрудник ФГБУК «ВЦХТ» Михаил Рожков, заместитель директора ФГБОУ ДО ФЦДО Анна Хаустова (онлайн), заместитель директора федерального Центра детско-юношеского туризма и краеведения Владимир Омельченко (онлайн), министр культуры УР Владимир Соловьев.

В настоящее время в системе дополнительного образования занимается 81% детей, всего в Удмуртии более 258 тыс. детей от 5 до 18 лет. Больше всего ребят - 33% посещают занятия художественного направления, 23% - физкультурно-спортивное, 17% и 13% социально-гуманитарное и техническое направление соответственно, 7% - естественно-научное, 4% - туристско-краеведческое.

Обсуждая дальнейшее развитие системы дополнительного образования, векторы его развития, спикеры согласились, что социальный заказ, ориентация на интересы ребёнка определяют дальнейшее направление развития. Заместитель директора ФГБУК «ВЦХТ» Лариса Львова отметила: «Если мы не идём за интересами детей, то они выпадают из системы. Мы должны следовать за ребёнком и современными вызовами...».

Большое внимание в Концепции развития дополнительного образования уделено развитию социально-гуманитарной направленности, а значит формированию у детей социальной компетентности и социальной одарённости, куда входит социальный интеллект, социальное творчество и социальная активность. Это отметил главный научный сотрудник ФГБУК «ВЦХТ» Михаил Рожков.

Заместитель директора ФГБОУ ДО ФЦДО Анна Хаустова в онлайн режиме проинформировала участников дискуссии об основных задачах образовательной политики в части повышения экологического образования, культуры и экологической грамотности детей. Среди них:
- масштабирование практико-ориентированных форм работы;
- вовлечение детей в деятельность, связанную с наблюдением за различными явлениями природы;
- расширение практики реализации профориентационных программ;
- формирование и развитие детских ботанических садов;
- разработка и тиражирование инклюзивных образовательных практик по работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью и др.

Участники дискуссии отметили, что система дополнительного образования востребована детьми, однако, есть ряд проблем, которые необходимо решать. К примеру, нехватка педагогов дополнительного образования, которые могли бы работать на современном оборудовании и вести образовательные программы, соответствующие современным запросам.

После этого состоялась презентация лучших практик дополнительного образования УР. Здесь выступили победители Регионального конкурса лучших практик в системе дополнительного образования. Начальник отдела по организации деятельности мобильного технопарка «Кванториум» Наталья Широбокова рассказала о «Практике сетевого партнерства в Республиканском детском технопарке «Кванториум», заместитель директора ДДЮТ Павел Чернов рассказал о проекте «Школьная ассоциация юстиции и права», который решает проблему повышения мотивации и профориентации. Методисты Увинского Дома детского творчества Татьяна Казакова и Татьяна Головкова представили программу «Кем быть?». Заместитель директора Центра творческого развития «Октябрьский» Ижевска Евгения Черкинская презентовала работу «Модель управления талантами и профессиональным ростом педагогических кадров организации дополнительного образования», педагоги дополнительного образования Центра «ТАУ» Юлия Прозорова и Вера Данилова поделились практикой «Система выявления и сопровождения одаренных детей в естественно-научной направленности».

В круглом столе «Развитие генных технологий в образовании Удмуртии: миф или реальность» приняли участие заместитель Председателя Правительства УР Ольга Абрамова, директор Центра «ТАУ» Римма Бякова, заместитель директора по научно-организационной работе Федерального исследовательского центра Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова Алексей Заварзин, заместитель директора Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных технологий Максим Патрушев (онлайн), проректор по научной работе и стратегическому развитию Ижевской ГСХА Сергей Коконов, заместитель директора Института естественных наук по научной работе, проектный менеджер ключевого центра дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации им. В.И. Вернадского» Иван Черенков.

Генная инженерия – быстро развивающаяся и перспективная наука, но, к сожалению, в школьной программе на ее изучение отводится очень мало времени. Компенсировать недостаток информации по этому предмету может система дополнительного образования. Она должна стать первой ступенью в выстраивании непрерывной модели профобразования через укрепление связи Школа (дополнительное образование) – СПО – ВУЗ – Работодатель.

Поэтому был разработан проект Региональной пилотной программы по развитию способностей и талантов у детей и молодежи в области генетики и генетических технологий, которая включает:
- реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
- реализацию образовательных программ профильных смен;
- повышение квалификации педагогических работников;
- проектно-исследовательскую деятельность, в том числе по кейсам предприятий реального сектора экономики;
- систему конкурсных мероприятий и научно-практических конференций.
Планируется, что обучаться по программе будут воспитанники «ТАУ», СПО, а в качестве наставников выступят студенты ИжГСХА и УдГУ.

Проект программы будет доработан и вынесен на обсуждение Попечительского совета Центра.

Еще одним мероприятием трека №2 стал круглый стол на тему: «Школьные театры: проблемы и перспективы», в котором приняли участие заместитель директора ФГБУК «ВЦХТ» Лариса Львова, педагог дополнительного образования, руководитель театра «Творильня», МБОУ «Ижевский естественно-гуманитарный лицей «Школа-30» Владимир Рубцов, заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ УР Лицей № 41 Надежда Николаева, руководитель театра моды «Юг-юг», МКОУ Железнодорожная основная общеобразовательная школа (Алнашский район) Галина Фёдорова.

Традиция школьного театра в России очень давняя, а формат разнообразный: от литературной гостиной до театра в классическом понимании. На сегодняшний день в реестре школьных театров на территории Удмуртии зарегистрировано 142 объединения. К 2024 году должно быть создано 557 театров. Как работает школьный театр и как можно решить существующие проблемы, обсудили участники круглого стола.

На дискуссионной площадке «Аспекты выявления, сопровождения и поддержки талантов детей и молодежи. Консолидация ресурсов» обсудили особенности выявления и поддержки одарённых детей на примере различных регионов: Воронежской и Свердловской области, Санкт-Петербурга, Чеченской и Удмуртской республики. Тьютор «ТАУ» Татьяна Митрошина рассказала о практике профильных проб в образовательных программах Центра.

На секции, посвященной 80-летию Юннатского движения в УР «Развитие естественно-научной направленности в дополнительном образовании: история и перспективы» обсудили работу Экостанции, открытой на базе Центра «ТАУ» в 2020 году. Под эгидой Экостанции проходят конкурсы юных исследователей окружающей среды «Открытия 2030», «Моя малая родина: природа, культура, этнос», «Мои зеленые СтартАпы» и т.д.

Директор «ТАУ» Римма Бякова дала старт акции, посвященной 5-летию Центра, к которой в течение года присоединятся воспитанники, педагоги, наставники, научные и индустриальные партнеры. Её условия - выкладывать в соцсетях видео, истории и посты о сотрудничестве с «ТАУ» и обозначить их хештегами #деньрожденияТАУ, #ЦентрТАУ5лет.

Затем состоялась церемония награждения участников, призеров и победителей Республиканского юниорского лесного конкурса «Подрост».

Благодарностями Министерства образования и науки УР были награждены:
- методист Балезинского Центра детского творчества Дина Чачакова, которая с 2014 года успешно проводит в районе проектно-исследовательскую работу в рамках Всероссийского сетевого проекта «Малая Тимирязевка»;
- руководитель естественнонаучной направленности Якшур-Бодьинского центра дополнительного образования Любовь Кривоногова;
- методист Дом детского творчества Селтинского района Наталья Волкова, которая активно реализует приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» в Селтинском районе;
- методист естественнонаучной направленности Любовь Кокорина, одна из авторов проекта «Сад на ладошке» Центра развития творчества детей и юношества «Потенциал», ставшего победителем на конкурсе Фонда президентских грантов.

Благодарственные письма были вручены ветеранам Станции юных натуралистов, которой в июне исполнилось 80 лет, а Центр «ТАУ» - ее преемник. Валентина Батищева, Альбина Степанова, Лидия Мусина, Татьяна Нагайцева, Ольга Матанцева, Татьяна Меньшикова внесли огромный вклад в экологическое образование подрастающего поколения, а также сохранили верность своей профессии и любовь к детям. Центр «ТАУ» стал площадкой для проведения трека №2 Августовской конференции «Дополнительное образование 2030: новые вызовы и перспективы»
Хочу в «ТАУ»